Тематические порталы ИД "Русский врач": Кардиология, Педиатрия
 
     


Конкурсы и гранты
 

В. Демич. Русские народно-врачебные средства от пьянства

Фрагменты

Алкоголизм с его вредными последствиями занимает видное место среди злободневных вопросов, особенно потому, что он широкою волною охватывает почти все слои русского общества. О злоупотреблении спиртными напитками повествуют этнографы и другие бытописатели и подчеркивают пагубный обычай усиленных выпивок по праздникам и в дни семейных торжеств. Не только серый люд, но и образованные классы порой платят обильную дань Бахусу.

Рассмотрим сначала отношение народа к пьянству. Есть много указаний на то, что народный ум признает в алкоголизме великое зло и сильно над ним задумывается. Подтверждают такое положение многие пословицы и поговорки.

Так, в Ярославской губернии, в числе примет при крещении детей, одна касается пьянства: если ребенку попадет в рот вода, из дитяти выйдет пьяница. В деревнях Енисейской губернии простолюдины, гадая о том, каков будет характер у суженного или суженной, между прочим, замечают: если петух или курица, впущенные в избу, в которой разбросаны зерна и поставлена вода, накидываются прежде всего на последнюю, то суженная особа будет страдать запоями.

Задумываясь над причиной, происхождением и последствием алкоголизма, простолюдины пришли к мистическому заключению, что водка, как и прочие бедствия, - выдумка сатаны. Сольвычегодские крестьяне убеждены, что вино изобрел черт.  В Новгородской и Орловской губерниях есть поверие, будто нечистый опускает в бочку вина особую, запойную каплю, обладающую удивительными свойствами: выпивший ее или упьется до смерти или начнет пить запоями. Иногда верят, что запой можно получить, когда кабатчик подсунет опивков, сливаемых из разных стаканов.

Уже в старинных рукописных медицинских сочинениях встречается много пособий от пьянства. Прежде всего отмечу, что русский человек иногда заботился, чтобы можно было каким-нибудь домашним снадобьем предотвратить охмеление от обильной и продолжительной выпивки.

Еще более имеется средств, долженствующих предупреждать пьянство и отучать от него привычных пьяниц.

В «Травниках» читаем то про некую «траву сарахию», которая, будучи «запарена с муравьями и принята на «тощее сердце», влияет на пьяницу так, что он и духа водки станет бегать…

Переходя к рассмотрению современных народных средств от пьянства, следует подчеркнуть стремление простолюдинов лечить запой веществами, противными, вызывающими тошноту и рвоту. Быть может, применением отвратительных веществ народ надеется смутить злого духа, причиняющего пьянство и таким образом изгнать из больного «дьявольское наваждение».

При белой горячке, например, дают внутрь с вином 3-х клопов или настой водки на 2-х живых щуках.

Стараются также чрезмерными приемами вина внушать к нему отвращение: пьяница запирается в хате, ему дают столько водки, разбавленной 3-мя частями воды, сколько он захочет. Вся прочая пища и все питье узника также разбавляются на одну треть водкой. Через три дня наступают признаки продолжительного опьянения с повышенной сонливостью, а на пятый день появляется отвращение к запаху и вкусу водки. Сам больной требует полнейшего ее устранения, но надо такое желание исполнять не сразу, а постепенно.

В Радомысльском уезде запой лечат водочным настоем на живой мыши или на вьюне, еще дают пьянице послед совершенно черной свиньи, настоянный в течение 4-5 дней на водке.

Что касается народных способов приведения опьяневшего в чувство, то они поражают грубостью и бесчеловечным отношением к напившемуся. Также народ пускает в ход против пьянства многие растения, избирая для этого пахучие, противные на вкус, даже ядовитые.

Деревня часто лечит запой заговорами и нашептываниями. Попадаются знахари, специальность которых состоит в отчитывании алкоголиков. Среди множества шарлатанов, съезжающихся на ярмарку в Нижний, имеются и «лекаря от запоя».

….

На основании приведенных мною данных, можно сделать следующие выводы:

  1. В сказаниях, приметах и поверьях, сложившихся о водке, народ ясно сознает вред, причиняемый пьянством, и сильно задумывается над его последствиями в важнейшие моменты семейной жизни.
  2. Против алкоголизма простолюдины борются всевозможными эмпирическими и суеверными средствами.
  3. Среди эмпирических пособий от запоя преобладают вещества противные, вызывающие тошноту и рвоту.
  4. Растения, употребляемые народом от пьянства, отличаются горьким вкусом, сильным запахом и некоторыми ядовитыми свойствами.
  5. Приведение охмелевшего в чувство грубо, беспощадно и причиняет пьяницам значительный вред.
  6. Многочисленные суеверные средства от запоя указывают на крайнюю некультурность народа.

И долго еще придется ждать, пока народные взгляды на болезни станут более здравыми, а деревенское лечение отрешится от пособий грубых, вредных, суеверных и бессмысленных. В этой области предстоит много упорной работы земскими врачами и другими культурными служителями русского народа, который хорошо сознает зло своих недугов, страстно жаждет помощи, но пока, блуждая во тьме, получает, вместо облегчения, много вреда.

 

В. Демич. Русские народно-врачебные средства от пьянства. Русский врач № 4, 1904 год, стр.132-135

 

 
Рассылка
Важно

→ Фармакопейные статьи


→ Медицинские архивы на службе современного врача


→ Перечень медицинских технологий

ЭКД архив

 

Баннер
Баннер
Баннер
Информационные партнеры:
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер